Гарри Гаррисон. Крыса из нержавеющей стали призвана в армию
 Что бы с ней  ни  делал  Зеннор,  к  другим  это
отношения не имеет.
     - Вот и Зеннор так считает.
     - В таком случае, он ошибается.
     Я взвыл и вырвал из чуба клок волос. Что за чертовщина?
     - Посмотрим на это под другим углом. Если вы не спасете заложников, то
их смерть будет на вашей совести.
     - Зато, поддавшись на провокацию Зеннора, я тем самым покажу, что  мои
действия зависят от его воли, и тогда - конец  индивидуальному  мютюэлизму.
Нет, мы выбираем пассивное сопротивление. Никто не сможет запугать нас  или
подчинить себе...
     - Но сможет убить.
     - Да, - мрачно кивнул  он.  -  Если  Зеннор  будет  стоять  на  своем,
некоторые из нас погибнут. Но  смерть  -  это  тоже  самозащита.  Можно  ли
заставить человека работать, убив его?
     - Я понял идею, но не скажу, что она мне по душе, - надо  найти  менее
болезненный выход. Чего от вас требует Зеннор?
     - Слишком многого, - ответил Мортон. -  Сначала  он  хотел,  чтобы  мы
возобновили снабжение электроэнергией здания, занятого военными. Потом  ему
понадобились регулярные поставки продовольствия. За это он обещал отпустить
заложников.
     - Это невыносимо, - вздохнул доктор Лум.  -  Ничего  они  не  получат,
поскольку ничего не хотят дать взамен за электроэнергию. То же  касается  и
продовольствия. Рынки пусты, так  как  фермеры  перестали  возить  в  город
продукты.
     - Но чем же тогда питаются горожане? - удивился я.
     - Сами ходят на фермы. Город опустел почти на треть.
     - Как опустел? Куда девались жители?
     - Куда пожелали, - он улыбнулся, глядя на мою изумленную физиономию. -
Я вижу, вы совершенно  не  представляете,  как  действует  наша  экономика.
Попробую  объяснить  это  на  простейшем  примере.  Возьмем   фермера.   Он
производит   сельскохозяйственную   продукцию,   обеспечивая   себя    всем
необходимым.
     - Так уж и всем? -  усомнился  я.  -  А  если  ему  потребуются  новые
башмаки?
     - Он пойдет к башмачнику и выменяет обувь на еду.
     - Бартер! -  воскликнул  Мортон.  -  Самая  примитивная  экономическая
система. Но для современного технологического общества она не приемлема.  -
Он запнулся, обводя взглядом комнату. Стирнер снова улыбнулся.
     - Разумеется, неприемлема. Но индивидуальный мютюэлизм не  сводится  к
бартеру. Индивидуум добровольно объединяется с  другими  индивидуумами  для
производства промышленных изделий, скажем, строительства домов.  За  каждый
час работы он получает вирр.
     - Что получает?
     - Трудочас. За вирр он может получить определенные товары и услуги.
     - Короче говоря, вирры - это деньги, - заключил Мортон. - А  деньги  -
это капитализм. Значит, ваше общество - капиталистическое.
     - Боюсь, что нет. Индивидуальный мютюэлизм -  это  не  капитализм,  не
коммунизм, не социализм, не вегетарианизм  и  даже  не  жуткий  монетаризм,
погубивший  множество  технологических  цивилизаций.  Я  знаком   с   этими
терминами по трудам Марка  Четвертого.  Физически  вирр  не  существует,  в
отличие от редких металлов или морских раковин. Его нельзя вложить в  дело,
и с него нельзя получить прибыль. В этом - главное отличие вирра от валюты.
Поэтому у нас нет банков - в них нечего вкладывать.
     В голове у меня все перепуталось.
     - Минуточку, минуточку. Я видел на улице автомобили. На какие средства
они приобретены?
     - Денег не нужно, - мягко ответил  Стирнер.  -  Если  вам  понадобится
автомобиль, идите к тем, кто их  производит.  Пока  будете  пользоваться  -
будете   платить,   вернее,   перестанете    платить.    Главный    принцип
индивидуального мютюэлизма: каждому -  по  потребности,  от  каждого  -  по
способностям для общего блага.
     - Нельзя ли пояснить? - Я налил  себе  вина  и  залпом  осушил  бокал,
надеясь, что спиртное прочистит мозги.
     - С удовольствием. Когда-то я читал - и дрожал  от  негодования!  -  о
философии  под  названием  "трудовая  этика".  Дескать,  индивидуум  обязан
трудиться  в  поте   лица,   чтобы   добывать   элементарные   средства   к
существованию.  По  мере  совершенствования  технологий  все  больше  людей
вытесняется из производства машинами.
Copyright © 2010 sflib.ru